История Творческого Союза Художников восходит к 1918 году, когда в Петрограде состоялось учредительное собрание Первого Профессионального Трудового Союза Художников Петрограда. Тогда в Союз вошли представители основных творческих объединений художников: "Общины художников", "Общества им. А.И. Куинджи", "Общества художников-индивидуалистов", "Круга художников", "Общества русских акварелистов" и т.д. Организация ставила себе целью "содействие своим членам в достижении наилучших условий труда и развитие творческих сил среди народных масс, путем устройства выставок, лекций, выпуска художественных изданий и проч."
Претерпев многочисленные структурные изменения (среди которых наиболее существенным и драматичным был "раскол" 1932 года, произошедший в связи с учреждением идеологически лояльного Союза советских художников) и, поменяв ряд названий, организация просуществовала до 1942 года и была распущена в связи с военным положением. Возобновила свое существование в 1961 году в качестве Ленинградского Горкома художников-графиков. В тяжелые для свободного искусства 60-е и 70-е годы Горком сумел дать своим членам все, что может дать подобная организация, как отдельным представителям профессии, так и кругу профессионалов-единомышленников в целом. Несмотря на все сложности, связанные с противостоянием официальной идеологии, а, возможно, отчасти и благодаря им, Горкому удавалось выполнять наиболее важные из возложенных на него функций: обеспечивать формальный статус своим членам, способствовать их профессиональному росту и обмену опытом. По воспоминаниям членов Горкома, несмотря на постоянную неуверенность в будущем, ожидание репрессий и вынужденную осторожность в общении, Горком был базовой площадкой для целого поколения творческих работников; местом, где люди понимали и поддерживали друг друга. Тем из горкомовцев, кому приходилось выполнять также административные функции в Горкоме, всегда было понятно, что роспуск их организации — вопрос времени. Как и произошло в 1982 году, когда Ленинградский Горком был распущен по идеологическим соображениям. Несмотря на это, энтузиасты Горкома приложили максимум усилий для того, чтобы продлить существование своей организации.
Неудивительно поэтому, что в начале 90-х годов инициатива воссоздания профессионального творческого союза исходила от группы художников, входивших в бывший Горком, в частности — в его последнее, реально работавшее Правление.
Именно эта группа (Наталья и Константин Дока, Геннадий Зубков, Михаил Цэруш, Евгений Большаков, Александр Сергеев, Борис Денисовский и другие) провела учредительное собрание союза, которое состоялось 12 октября 1990 года в Ленинграде. В 1991 году организация была зарегистрирована в качестве самостоятельного 'творческого 'союза художников.
Итак, история Союза распадается на 3 основных периода:
1. 1918-1942 гг. "Довоенный" период. Образование 'союза, "раскол" 1932 г., в результате которого художники, оставшиеся в 'союзе, становятся "левым" крылом советского искусства.
2. 1961-1982 гг. Период легендарного Ленинградского Горкома. Организация существует в условиях жесткого административного прессинга. Горком дает прибежище художникам ленинградского андеграунда.
3. 1990- по настоящее время. Восстановление организации ядром бывшего Горкома в качестве независимого 'союза художников. Союз вбирает в себя практически весь спектр художников бывшего андеграунда и их последователей.
Эти периоды в истории 'союза связаны не только преемственностью административной, но и достаточно четко прослеживающимися тенденциями в творчестве его членов. Разумеется, здесь никогда не было такого идеологически обусловленного стилистического единства, как в ЛОСХе: ведь изначальной задачей 'союза было как раз содействие становлению самостоятельных личностей в искусстве. Но совершенно естественно, что среди членов 'союза существовали и пропагандировали свои идеи ряд представители разноплановых художественных школ и направлений. Особенно это видно на примере авангардных течений в изобразительном искусстве: если в довоенный период в 'союз входили лидеры авангарда 20-х — 30-х годов XX века — К. Малевич, П. Филонов, М. Матюшин, Н. Суетин, а также их ученики и последователи — В. Стерлигов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, то в 60-е — 70-е годы в Горкоме находят прибежище и активно развивают идеи учителей А. Батурин, Г. Зубков, М. Цэруш, и другие. И, наконец, в 90-е годы новый 'творческий 'союз практически полностью вбирает в себя как старшее, еще горкомовское поколение художников — продолжателей идей и техник авангарда, так и целое поколение их учеников, "3-ю волну" — В. Поварова, Л. Куценко, Е. Александрову, Л. Астрейн, Е. Гриценко, А. Носова, А. Кожина и многих других.
Подобная преемственность может быть прослежена и в ряде других направлений: так, в довоенный 'союз входили художники, близкие по своим творческим исканиям к объединению "Круг" — В. Гринберг, А. Русаков. Затем, в 60-е годы художники первой волны андеграунда, входившие в Горком, так называемый "Арефьевский круг" — А. Арефьев, В. Шагин, Р. Васми, В. Громов, Ш. Шварц — развили идеи "круговцев". Наследниками "арефьевского круга" можно считать целое поколение современных художников, среди которых, в первую очередь, следует упомянуть художников знаменитой группы "Митьки" — Д. Шагина, А. Флоренского, В. Шинкарева, А. Кузнецова и других.
Нет сомнения, что Ленинградский Горком художников явился тем связующим звеном, которое сегодня позволяет говорить о сохранении и развитии традиций искусства Петербурга первой половины ХХ века. В него вошли наследники наиболее влиятельных течений этого периода, и в его стенах было воспитано новое поколение художников, их воспринявших.
Особенностью 'союза является еще и то, то он никогда не имел тесных связей с официальной советской идеологией, равно как и со структурами, внедрявшими эту идеологию в жизнь. С самого начала своего существования его целью было объединение профессионалов и энтузиастов изобразительного искусства вне зависимости от их политических или "мировоззренческих" убеждений. "Не-идеологичность" и по сей день остается установкой 'союза, играющей неоднозначную роль в современном развитии организации, но неизменно свидетельствующей о чистоте ее происхождения.
Время работы:
Вт — Сб: 15.00 — 19.00
Выходной: Воскресенье, Понедельник
Друзья обращаем Ваше внимание на то, что время и дни работы Санкт-Петербургского Творческого Союза Художников могут меняться, по этому, перед посещением рекомендуем позвонить +7 (812) 571 — 03 — 15.