«Рисуя, отыскать за пределами моды и даже стиля формулу, которая придаст самовыражению необходимые воодушевление, уверенность и ясность: вот задача, встающая перед художником, открывающим глаза….».
Когда я произношу слово «художник», в тот же миг в моей голове рождается один и тот же образ – знаменитый «Автопортрет» Альбрехта Дюрера (1550 г.), анфас смотрящего прямо на зрителя, прямо в душу, образ, который у всех ассоциируется с изображением Иисуса. Поэтому для меня художник – это творец, создатель. Не зря мы довольно часто говорим о художнике не как о простом человеке, а как о ком-то очень сакральном, кто творениями своими направляет зрителя в ту или иную сторону. Это может быть светлый путь, а может быть и темный. Да, и темный тоже, потому что как говорил Воланд в произведении М.Булгакова “Мастер и Маргарита” – «земля бы никак не выглядела, если бы не было света, и не было бы никаких теней…».
Текст я позволю себе вести от первого лица, поскольку в какой-то степени имею отношение к сложившейся выставке. А еще потому, что испытываю к авторам родственные и дружеские чувства. Да, я в этом честно признаюсь, потому что несмотря на это — сохраняю беспристрастность своих впечатлений.
«Группа 94» – это творческий тандем «Большой мамы» Юлианны Погониной и ее учеников. Периодически я прихожу в маленький кабинет, в котором «Большая мама» помогает расти «своим детям», и мы разговариваем на абсолютно разные темы, но всегда они перекликаются и перекладываются на их творчество. Я читала свои лекции-разговоры в разных местах совершенно разным людям, и в большинстве своем детям, но что поражало именно в этих ребятах больше всего – это глаза. Они могли промолчать всю лекцию, издавая только смех, но в глазах читалось что-то неведомое, в них читался отклик, интерес, у каждого свой и к нужным именно им деталям. И ты осознаешь, что то немногое, что можешь им дать – не пролетает мимо. А в дальнейшем, уже в самом процессе работы обращаешь внимание на то, что главный посыл – думать, рассуждать, расширять свой кругозор, обогащать свою душу и ум, уметь смотреть вокруг и видеть то, что не видят другие, мыслить самостоятельно – они воспринимают близко и очень живо. Сохраняя в себе детскую трепетность, ребята очень по-взрослому и тщательно подходят к работе.
«В поисках образа»… подобное словосочетание не является новым, к нему прибегают довольно часто. Но целью было не придумать какое–то уникальное обобщающее название, а наиболее точно дать обозначение тому общему, что объединяет всех авторов. В поисках образа – самое лучшее определение того, что предстанет перед зрителем.
Что такое образ? Обратимся к общепринятому значению. Образ – образовывать – создавать. Когда я спросила у членов «Группы 94», что же для них художественный образ – выразить каким-то конкретным словом оказалось довольно трудно. Через множество разных путей, личных переживаний и рассуждений, в итоге каждый пришел к более или менее общему знаменателю — слову «тема». Но это не просто какой-то сюжет.
Художественный образ для них – это начало, отправная точка, вызывающая эмоции, отклик, ощущения, которые в итоге перерождаются в физическую оболочку.
У каждого члена «Группы 94» есть своя собственная тема, которая вызывает волнение и о которой им хочется поведать зрителю. Объединяет их то, что мотивы они ищут в наблюдении за окружающим миром. Это улицы родного города, новые места, путешествия, наблюдения за животными, за людьми вокруг – и близкие, и совершенно незнакомые, которых мы каждый день встречаем в метро, в автобусе, в магазине, в музее, в кафе. Все вместе – добрые истории о трогательности человека, и это не только хорошие дела и улыбки, это и правдивые истории о человеческой нелепости, о том, что каждый из нас постоянно находится на распутье, и кто-то делает осознанный тот или иной выбор, а кто-то просто запутался… Но если взглянуть глубже – это истории о самих себе. И обо всем об этом можно говорить через призму любовного отношения к миру. Опять перед глазами появляется автопортрет А. Дюрера, и напоминаешь себе о том, что главный образ Бога – это любовь, которая живет, несмотря на все наши ошибки.
Как-то однажды, на одной из наших с ребятами встреч, мы говорили о книгах, и в том числе о «книге художника», как о еще одной замечательной возможности произвести диалог со зрителями. Не привязываясь к различным толкованиям этого художественного явления, мы собрали свое видение осуществления творческих идей в подобной форме. И в тот же день мы договорились, что если ребята создадут свои «книги», то мы сможем сделать выставку за пределами родной ДХШ №16. Во главе с их учителем, Юлианной Погониной, они подошли к этому предложению серьезно. Итогом служит то, что предстанет на выставке в галерее «Центр книги и графики». Это графика, стекло, скульптура и осуществленные «книги художника». Озвучив идею и форму, я оказалась причастна к по-настоящему большой работе, которая может стать для каждого из юных членов группы началом большого пути.
Я не знаю, как сложатся судьбы этих молодых художников. Да, именно художников, я не боюсь произносить этого слова в их адрес, потому что они уже доказали, что таковыми являются. У каждого множество своих интересов, желаний и надежд, и возможно, не у всех они связаны с художественным будущем. Но если они захотят пойти именно по этому пути, то я желаю им не растерять все то хорошее и глубокое, что в них живет, а только преумножать и оставаться такими же сомневающимися, трепетными, восприимчивыми и трудолюбивыми. А фундаменту, который в них уже заложен не без большой работы и помощи родных и наставников, могут позавидовать многие даже взрослые художники. Вы в этом убедитесь, рассмотрев выставку и ту фантастическую работу и уровень, который не ожидаешь от юных ребят их возраста.