В преддверии Нового года, в рамках своей персональной выставки Анна Каждан представляет живописные работы и арт-объекты разных лет, объединенные общей темой радостного предвкушения праздника.
Изначально Анна увлекалась абстрактной живописью. О том, как художница пришла к «наив-арт» Анна рассказывает очень честно и искренне: «Родились дети, а с детьми нужно было гулять. Я по натуре — ленивая. Бегать не люблю, а забраться на горку и спуститься с нее для меня — целое испытание. При этом не могу и без дела. Попробую рисовать, наблюдая за детьми, — подумалось мне тогда, и блокнот для зарисовок стал спутником наших прогулок. Наивный художник может многое себе позволить. Может взять да нарушить законы перспективы, и ему за это ничего не будет.
«Я училась на художника по интерьерам, а до того — в архитектурном колледже. Пока дети маленькие были, не занималась профессионально интерьерами и дизайном. Сейчас много этим занимаюсь ,оттого новые картины появляются нечасто, увлеклась графикой. Мой излюбленный сюжет — зимний. Наверное, потому, что с зимой я уже давно освоилась — поняла, как ее изображать. Зимой есть белый цвет — он все объединяет, тогда как летом — совсем иная история. Есть у меня также, картины на тему „Кафе“. Это — попытки уйти в сторону психологизма и статики, много делаю зарисовок в разных кафе. Просто интересно, как это, ведь в основном я рисовала и рисую движение, делаю многофигурные композиции. Психологизм в них уходит на задний план, и на переднем открывается некая общая картина бытия. Смысл моих работ в том, чтобы показать суть жизни, заключающуюся в ее непрерывности. Причем показать эту суть с самой позитивной стороны.
Я по жизни в отрицательном стараюсь видеть иное. Вот, скажем, не люблю заборы. Не деревенские, а железные такие заборы, которые теперь натыканы повсюду — на детских площадках, набережных. Но! Можно взглянуть на положение дел и с оптимистической точки зрения: есть забор — значит, можно его преодолеть. Обмануть сторожа и перелезть через ограду — это же как весело! И хоть мир иногда демонстрирует нам свои агрессивные грани, от них можно защищаться. Как минимум — рисовать то, что радует глаз. И передавать это другим, чтобы они тоже радовались. Элементы фольклора я рисую потому, что решительно весь этот фольклор замечаю сегодня. Новогодняя ярмарка, продавщицы в валенках раскатали ледянку и наперегонки соревновались, кто быстрее прокатится. Подсознательные воспоминания объединяют моих зрителей. Реальность, которую я вижу, и стараюсь передать с помощью красок, — родом из детства. Оно у меня было свободным и счастливым, и потому, наверное, мои персонажи одеты и выглядят так, как это было модно когда-то. Любимая подруга однажды сказала: „Анка, мы до сих пор в этих пальто ходим!“ И это правда.»
Анна Каждан
Галерея «Мастерская художника», 3 эт.