В Невской куртине Петропавловской крепости открывается выставка «Петроград. Образы кино – Осколки реальности. Киноплакат 1914-1919 годов». Экспозиция представляет более 50 уникальных плакатов из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, значительная часть которых не представлена в аналогичных музейных собраниях и ранее не публиковалась.
Галерея оригинальных киноплакатов дополнена шрифтовыми афишами, документами, выдержками из воспоминаний современников, а также фрагментами сохранившихся кинофильмов и кинохроник начала ХХ века.
Выставка раскрывает образы киномифа на фоне панорамы жизни Петрограда времен Первой мировой войны и революционных событий. Документальные материалы воссоздают черты городской кинокультуры 1914-1919-х годов: как выглядели фасады и интерьеры петроградских кинотеатров, каков был их репертуар, техника, используемая при съемках и демонстрации немых лент, и, наконец, облик столичной кинопублики тех времен.
Годы Первой мировой войны стали расцветом отечественного немого кино. К 1916 году в России действовало около четырех тысяч кинотеатров, которые ежедневно посещало в среднем два миллиона человек. Репертуар постоянно обновлялся. Фильмам требовалась графическая реклама. Такми образом вместе с кинопрокатом развивалось и искусство киноплаката. Он быстро стал лицом городских улиц, элементом культуры повседневности. Со второй половины 1910-х годов киноплакат начинает обретать собственный визуальный язык, превращаясь в самобытное эстетическое явление, отражающее вкус времени и актуальные течения в искусстве.
Первые попытки отразить киноповествование на печатном листе привели к появлению монтажного фотоплаката. Сначала афиша содержала целый ряд снимков-кинокадров с большим количеством деталей и текстовыми пояснениями, лишая рекламу броскости и наглядности. Но очень скоро композиционную основу плаката стал составлять лишь один выразительный кинокадр. Художники стали осваивать пластические средства собственно плакатного языка: броские цветовые пятна, жесткий контур, освобождение образа от излишних деталей.
Стилистика плаката, бесспорно, имела связь с жанром и содержанием фильма. Но многое зависело от кинофирмы и художника-плакатиста. Крупные кинопромышленники, как, например, акционерное общество «А. Ханжонков и Ко», могли позволить себе сотрудничать с профессиональными художниками и даже содержать собственную типографию. Однако для провинциальных отделений кинокомпаний часто писали плакаты дилетанты-самоучки, поэтому в массе киноафиша оставалась посредственного качества.
В экспозиции представлены плакаты кинолент «Негодяй» (1917), «Слякоть бульварная» (1918), «Эпизод любви» (1918), «Разбитая скрипка» (1918) производства «А. Ханжонков и Ко», а также плакаты иностранных кинолент, прокатом которых занималось это акционерное общество: «Королевская тигрица» (сер. – вт. пол. 1910-х, Италия) и «Кабирия» (1916, Италия).
На выставке можно увидеть киноплакаты и к другим фильмам иностранного производства, пользовавшимся популярностью в России: «Кровавый брак» (сер. – вт. пол. 1910-х, Франция),. «Хочешь мира, готовься к войне» к фильму «The Battle Cry of Peace» (1915, США), два плаката к социально-политической драме «Гибель нации» (1916, США), появившейся в российском прокате в 1917 году. В разгар революционных событий и кризиса Временного правительства, расклеенные по Петрограду плакаты с заголовком «Гибель нации» весьма злили городскую администрацию.
В рамках выставки будет организована дополнительная программа: показы и обсуждение немого кино, мастер-классы, лекции по истории кинематографа и обзорные экскурсии.