Cамая полная Афиша событий современного искусства Санкт-Петербург
4 актуальных событий

Не смотри, а покупай!

Подведены итоги ярмарки современного искусства «SAM FAIR»

В первый уикенд месяца, 5 и 6 октября, в Санкт-Петербурге прошла третья ежегодная ярмарка современного искусства «SAM FAIR», организованная Музеем стрит-арта. За дни работы ярмарки было продано произведений искусства на 5 миллионов рублей, что намного лучше показателей прошлого и позапрошлого года. Основная концепция это формат супермаркета, подразумевающая доступность искусства для покупателя с любым уровнем доходов: цены на работы начинались от 500 рублей и не превышали 50 тысяч. Что и по чем можно было купить, а также о событиях ярмарки — читайте в материале ArtTube.

Первая ярмарка «SAM FAIR» проходила в 2017 году под забавным девизом «Бешеные торги», который, впрочем, себя вполне оправдал: посетители накупили искусства на 3,5 миллиона рублей. Это был новый для Санкт-Петербурга формат, который, как выяснилось уже по итогам ярмарки, оказался очень востребованным, мероприятие посетили 3 тысячи человек. Подобный успех у публики можно объяснить тем, что с самого начала было решено сделать ярмарку демократичной в плане цен, минимальная стоимость работ составляла 500 рублей, максимальная ограничивалась 30 тысячами рублями. Однако уже в следующем году верхняя планка была увеличена до 50 тысяч, таковой она оставалась и в нынешнем году. Цены на работы устанавливают сами художники, более того, они сами оформляют свои стенды и сами же продают свое искусство. Сделано это для более близкого контакта художников со своими потенциальными покупателями, ведь один из лозунгов ярмарки – «Искусство из первых рук!». Количество участников постепенно расширяется: в нынешнем году было подготовлено 130 индивидуальных стендов против 100 в предыдущем. Продавать свои работы приехали как москвичи и питерцы, так и художники из многих других городов России: Челябинска, Смоленска, Великого Новгорода, Астрахани, Ярославля, Калининграда и т.д.

По традиции организаторы приглашают к участию не только молодых представителей арт-сцены, но и известных художников, что вызывает дополнительный интерес у публики. Это и понятно – не так уж часто выпадает возможность приобрести за приемлемые деньги работу у того, чьи произведения стоят десятки тысяч евро. К числу маститых авторов можно отнести, например, Владимира Дубосарского, который представил на своем стенде серию абстрактных пейзажей, их стоимость не превышала 50 тысяч рублей. Ирина Корина, лауреат государственной премии в области современного искусства «Инновация», оценила свои объекты и графику в районе 25-35 тысяч рублей. Уникальным предложением организаторы назвали масляные холсты Ольги Тобрелутс стоимостью в 50 тысяч, с чем, в общем-то, трудно не согласиться, ведь ее картины находятся во многих престижных коллекциях, в том числе, в собрании нью-йоркского МоМА. Интересно, что с именем известной неоакадемистки связан любопытный инцидент, произошедший на ярмарке. Как выяснилось, не все были готовы платить за работы даже такие, в общем-то, небольшие деньги. В первый день ярмарки одна из посетительниц сняла со стенда две работы художницы и вынесла их из зала, но на следующий день охрана нашла виновную благодаря записям на камерах наблюдения. В итоге она все же оплатила эти работы, хотя история в целом загадочная.

К числу выгодных для покупателей предложений можно отнести объекты Александра Шишкина-Хокусая, лауреата премии в области современного искусства им. С. Курехина и участника Венецианской биеннале 2019 года, их стоимость также не превышала 50 тысяч рублей. Коллажи Гоши Острецова, чьи работы находятся во многих крупных коллекциях, в том числе Государственной Третьяковской галереи и лондонской Saatchi, предлагались всего за 20 тысяч рублей. Поскольку мероприятие проводилось в Музее стрит-арта, было бы немного странно, не окажись среди участников представителей уличного искусства. И такие были. Например, Игорь Поносов, художник, основатель движения «Партизанинг», а также куратор и исследователь уличного искусства, продавал фотодокументацию своих перформансов и акций за 5-7 тысяч рублей. «SAM FAIR» допускает к участию не только самих художников, но и различные независимые проекты, связанные с современным искусством. Поэтому свой стенд представил и ArtTube, запустивший в прошлом году проект ArtTube Editions, в рамках которого издаются авторские принты и тиражные издания галерейных форматов. Это также делает современное искусство доступнее и понятнее, что совпадает с общей линией самой ярмарки. В этом году на стенде 112 можно было приобрести объекты Людмилы Барониной, Алины Глазун, Александра Зайцева, Алисы Йоффе, Миши Most’а и Андрея Сяйлева.

Демократичность и доступность искусства подчеркивалась еще и самим интерьером ярмарки: стенды были сколочены деревянных ящиков в противовес белоснежным павильонам пафосной Cosmoscow. По словам директора Музея стрит-арта и ярмарки «SAM FAIR» Татьяны Пинчук, организаторы стремятся развеять миф о дороговизне и недоступности современного искусства. «Мы хотим показать, что это доступно, просто, а еще и весело», – подчеркнула она в своем выступлении на открытии. Тем, кому трудно было определиться с выбором, помогали арт-консультанты, работавшие в залах ярмарки. Организаторы также подготовили каталог, который заранее разослали потенциальным покупателям, отсутствующим в городе, и, как сообщается, многие из них в итоге совершили покупки онлайн. Кроме того, в этом году впервые было решено сделать закрытое превью, проходившее накануне открытия ярмарки. Среди гостей присутствовали основатель «Винзавода» Софья Троценко, актер Константин Крюков, куратор и научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея Евгения Сероусова, комиссар Уральской Индустриальной биеннале Алиса Прудникова, галерист Анна Нова и многие другие.

Помимо самой ярмарки на территории происходило довольно много различных мероприятий, призванных не дать гостям заскучать. На закрытом превью это были многочисленные перформансы: так, питерская художница DAGNINI, которая сейчас живет и работает в Москве, переосмыслила образ человека-собаки Олега Кулика, показав свою версию акции под названием «Человек-шпиц». Анна Андржиевская и Антон Полубояринов «создали» Фонтан «Торжество урожая» и напоили всех гостей своим томатным коктейлем. Свой живописный перформанс провели художники Гоша Острецов и Олег Котельников, а художница Ирина Корина, начиная с превью, и на протяжении всей ярмарки, нон-стопом рисовала портреты посетителей. Тем, кто пришел на ярмарку в выходные, предлагалась еще более насыщенная программа. На протяжении двух дней там проходили лекции, дискуссии и театральные показы. Кроме того, гости имели возможность записаться на экскурсию в сам Музей стрит-арта, который, напомним, расположен на территории действующего Завода слоистых пластиков. Сейчас постоянная коллекция музея насчитывает более 60 работ современных уличных художников: Паши 183, Тимофея Ради, Кирилла Кто, Никиты Nomerz’а, Escif’а, Славы ПТРК и других авторов. Многие из муралов расположены внутри действующих цехов, поэтому доступ к ним ограничен. В числе таких работ, например, мурал Паши 183 «Стены не спят», созданный им незадолго до смерти. Но и это еще не все. Перед входом в пространство, где проходила ярмарка, гости также имели возможность посетить летнюю выставку «Хоть стой, хоть падай», завершившуюся 13 октября. Проект, который курировал петербургский художник Максим Има, собрал около 35 авторов, так что зрителям было на что посмотреть.

На днях организаторы выпустили пресс-релиз, где подвели итоги. Лучший результат по продажам в этом году показал Константин Решетников, представивший на ярмарке металлические скульптуры в военно-политической тематике. Второе место занял Кирилл Котешов, участник студии «Непокоренные», известный своими живописными полотнами на промышленные темы, а третье досталось Антону Власову и его металлическим скульптурам, которые зрители охотнее всего фотографировали и выкладывали в Инстаграм. Также в топе по продажам оказались такие авторы как Алексей Чижов, Ольга Тобрелутс, Александр Шишкин-Хокусай, Андрей Новиков, Ирина Корина, Денис Патракеев и Игорь Баранов.

Текст и фото: Евгения Зубченко