
Выставка одной картины в музее-квартире И. И. Бродского посвящена 145-летию со дня рождения художника.
Жуковский был влюбленным в жизнь и красоту мира человеком и стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Он работал стремительно, писал большие пейзажи прямо с натуры, часто за один или два сеанса. Свежесть непосредственного восприятия, столь ценимая в конце XIX – начале XX вв., была очень важна и для Жуковского.
Станислав Юлианович Жуковский – один из самых известных и популярных пейзажистов в России. Он считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником творческой манеры И. И. Левитана. И действительно, сам великий пейзажист с особым интересом присматривался к работам еще совсем молодого студента. Уже в 1895 г. Жуковский участвует в выставках Товарищества Передвижных Художественных Выставок, позже он становится одним из членов-учредителей Союза художников. Ранние пейзажи художника написаны в духе левитановской традиции.
С начала 1910-х годов искусство Жуковского развивается под влиянием импрессионизма. Импрессионизм открыл новые, дотоле неведомые возможности ее отображения, решил проблему передачи световоздушной среды, разлагая видимые художником в природе тона на цвета солнечного спектра и синтезируя последние в глазу зрителя. В данной работе художник показывает как изменчиво настроение природы. Это пограничное состояние природы – конец зимы и начало весны. В этой работе скрыта музыкальность, которая присуща любой картине художника. Приходят на память строки Осипа Мандельштама:
На темном небе, как узор
Деревья траурные вышиты…
Но нет минорного звучания, есть умиротворенно меланхолическое отражение места ничем неприметного, но опоэтизированного кистью мастера. Мир действительности еще хранит покой, тогда как в призрачном мире отражений ощутимо непрерывное биение пульса весны.
Жуковский был одним из проникновенных лирических пейзажистов Серебряного века. Все его творчество принадлежало «Союзу русских художников». Он был среди тех, кто в пейзажной живописи начала ХХ столетия сказал новое слово о природе России. В самом простом, обыкновенном мотиве он всегда находил нечто прекрасное и удивительное для себя. Он стремился показать жизнь пробуждающейся природы и выразить движение наступающих в ней перемен. Трепетная жизнь природы передается переливами, игрой света, бликами. В этом замкнутом уголке природы все изменчиво, все тает, струится, сливается воедино, все нераздельно. Выставка продлится до 27 мая 2018 года.
[gmw_single_location post_id="63780" map="1" post_title="0" distance="0" directions="0" show_info="0" info_window="1" zoom_level="13" map_width="100%" map_height="450px" ul_marker="0" elements="map" item_info_window="title,address,additional_info"]
Музей-квартира И. И. Бродского
г. Санкт-Петербург, пл. Искусств, дом 3