«О смертный, … если ты понюхаешь черный порошок из этой коробочки и произнесешь священное слово: «Мутабор» — ты можешь обернуться всяким зверем лесным, всякой птицей небесной, всякой рыбой морской и будешь понимать язык всех живых существ на земле, в небе и в воде. Когда же ты пожелаешь снова принять образ человека, поклонись три раза на восток и снова произнеси священное слово: «Мутабор». Но горе тому, кто, приняв образ птицы или зверя, засмеется. Заветное слово навсегда исчезнет из его памяти, и уже никогда не стать ему снова человеком. Помни об этом, смертный! Горе тому, кто смеется не вовремя!». Вильгельм Гауф. Калиф-аист.
Скотный двор Оруэлла, Бойня номер пять Воннегута, поэзия Буковски, Pink Floyd, культ Карго, восточные сказки, индейские маски, африканские пляски, общество потребления, государственная пропаганда, массовый психоз, флора и фауна… Все эти ингредиенты встретились в моей мастерской и превратили ее в подобие ритуальной комнаты, где люди, ступив за невидимую черту, превращаются в животных и теряют дорогу назад, забывая волшебное слово «Мутабор». Казалось бы, прогресс ведет нас все дальше от животного, все ближе к божественному, но стоит посмотреть на современного человека под другим углом (не под тем, который обеспечивает ему хорошее отражение в зеркале), как в нем проявляются корни предка со всеми его страхами, страстями, верованиями… И снова пляски у огня, символы веры, Крестовые походы, революции и т. д. Змея укусила себя за хвост, прогрессивное человеческое уткнулось носом в свою доисторическую задницу. Иными словами, сверхчеловек из Космической одиссеи Кубрика снова превращается в обезьяну. А, может, и нет никакого сверхчеловека?
Михаил Гнедин
1981 года рождения, Ленинград, 9 классов 245 школы, 3 курса Российского лицея традиционной культуры, бакалавриат РГПУ им. А. И. Герцена, преподаватель изобразительного искусства, дизайнер.