Ни для кого не секрет, что футбол не заканчивается игрой на поле. Это целая индустрия, в которую вовлечено огромное количество людей и средств производства — от спортивной формы, технического обслуживания матчей, прямых трансляций и прессы до мерча на майке юного дворового футболиста. Футбол стал средством консолидации и противостояния на экономической, политической и социальной аренах.
Топос «Вне Игры» самоиронично вынесен в название выставки Сергеем Каревым, идентифицирующим себя как художник и скульптор. Младший участник выставки Павел Безъязычный называет себя футболистом.
Сергей «играет» с мячом — главным футбольным тотемом, вокруг которого вертится вся индустрия. Художник разворачивает сферу мяча, обнаруживая пустоту внутри, и пересобирает многоугольники покрышки в объекты, напоминающие предметы культа. Шероховатая поверхность мяча утрачивает вместе с физическими следами игры и земное притяжение. Сергей продолжает традицию Джеффа Кунса, который упивается нигилистическим товарным фетишизмом и медийной славой, и как преемник ауратического произведения искусства, производит перераспределение ауры как фальшивых чар. Отсутствие помехи, трения, сопротивления материала, из которого сделаны объекты, перемещает их в иное измерение глянцевых фетишизированных предметов то ли роскоши, то ли религиозного поклонения. Но не будем забывать, что Кунс — самый дорогой художник, а футбол — самая популярная игра.
Для младшего участника выставки, Павла, футбол стал способом чувствовать причастность к огромному сообществу. Еще не имея отстраненной рефлексивной позиции старшего художника, Павел создает, тем не менее, сходные по логике работы. В художественной галерее майки с номерами и именами любимой команды, но без самих игроков, предстают в качестве тех же самых объектов, придающих добавочную стоимость игре, — средств циркуляции капитала. Искренняя любовь к футболу, как и переживания тех, кто находятся на поле, скрыты от нас за эстетическими формами.
Работы юного болельщика, помещенные в пространство галереи, непроницаемы для нас и имеют лишь эстетическую ценность, тогда как для него самого они наделены особым смыслом. Так, на одном из рисунков схема расположения футболистов, дополненная радугами-цветами у каждого игрока, переобозначается Павлом в открытку маме. Ребенок уже отлично усвоил не только правила игры с мячом, но и с символами-фетишами.
Antonov Gallery
[gmw_post_info info="address"]
Телефон: [gmw_post_info info="phone"]
E-mail: [gmw_post_info info="email"]