В рамках персональной выставки петербургский скульптор представит графические листы и скульптуры разных лет. Роберт Лотош не только известный скульптор, но и прекрасный график. Его графические работы и роспись керамики несут на себе отпечаток «скульптурного» мышления автора и открывают художника с новой стороны. В рамках экспозиции представлены эскизы ко многим любимым скульптурным сюжетам автора, портреты его друзей и родных, отдельные бытовые сценки, заинтересовавшие художника пластикой героев; и конечно же важнейшие скульптурные образы Роберта Лотоша. Наряду с героями мифов и легенд древнейших цивилизаций персонажами его произведений становятся обычные люди, близкие и знакомые, а порой мимолетно встреченные в жизни. Для него одинаково интересно изображение Геракла, внука Левы, друга Анатолия Заславского или «неизвестной» красящей губы девушки. Для Роберта нет «низких» и «высоких» тем; он живет и творит здесь и сейчас в наше «негероическое время», когда все великие герои канули в Лету, и одновременно каждый может стать героем. Героем своего времени, героем своей жизни, героем своих социальных сетей или героем рисунков художника.
«Писать о своей работе, если ты не Заславский, не просто, тут нет рецептов, и мне неизвестно, какой она должна быть. В этом смысле мне близко высказывание Констебля, который говорил: „Мне 50 лет, а я не знаю, чего хочу, но я знаю, чего не хочу“. Задачи, которые я перед собой вижу в работе, — это конструкция, осознанный строй, в идеале архитектура, а бытовой сюжет здесь снимает излишнюю серьезность и приближает произведение к нам, впрочем сюжет вторичен и необязателен.
В скульптуре есть очень важный для меня компонент — материал. Каждый материал диктует свои условия, и мне нравится подчеркивать свойства материала. Я убежден, что для художника необходимо знание истории искусства. Художник обязан быть не равнодушным, а влюбленным в каких-то мастеров. Для меня наслаждение видеть в музеях или альбомах работы Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Сезанна, Матисса, Джакометти, Марино Марини и др.
Еще я хочу привезти важное для меня высказывание композитора Эдгара Вареза: „Мне нравится известного рода неуклюжесть в произведении искусства“.»
Роберт Лотош
«Роберт Лотош получит „классическое“ образование»: сначала несколько лет СХШ, затем Академия художеств. Собственно, сколько помнит себя, он все время лепил, вырезал, высекал… И если спросить его сегодня, что мотивирует его творчество искренне ответит: привычка. Можно было бы сказать — способ существования: человек в самом серьезном смысле профессионал — видит мир, взаимодействует с миром так, как его сформировали школа, традиция, творческий опыт. В творчестве Роберта «формализм» не столь откровенен и явен, он не пытается предложить новую картину мира. В том, что он делает можно увидеть удивительную чуткость к текущему, если так можно выразиться «негероическому времени»: задачи искусства сформулированы, многое еще ждет решения, но героические мифы утратили креативную силу. Искусство сейчас не может быть столь же пафосным, как столетие назад. «„…“ Лотоша в его формальных изысканиях занимают, конечно, не проблемы метафизики. Возможно, для этого он слишком ироничен и полон живой жизни. Пространство формы позволяет ему вести живой диалог с разными культурами, оно для него прежде всего территория обустроенная историей искусства. „…“ Сам материал подсказывает ему идею и способ решения, как бы демонстрируя богатство заключенных в нем сущностей и возможностей. „…“ Если серьезнее думать о том, в каких формах возможна современная скульптура в России, то творчество Лотоша, несомненно, интереснейший пример. Глубину постановки творческих задач возможно, несколько скрывает ирония. Но известно, что по-настоящему серьезное никогда сугубо серьезным не кажется. Важно избежать пафоса, реальность же всегда достойна внимания.»
А.Григорьев
Галереи «Ул. Малевича» и «Бизнес-арт», 3 эт.