Искусство продолжает удивлять. Причем удивлять в самом остром сегодня плане: как визуальное пророчество, как форма предсказания будущего. И предсказания эти, оформленные в образах актуального искусства конца 1990-х — начала 2000-х, сбываются прямо сегодня… Такие неожиданные выводы пришлось сделать искусствоведу Антону Успенскому, когда он готовил онлайн-лекцию по материалам из собрания Отдела новейших течений Русского музея.
Некоторые из произведений, находящихся в музейных фондах уже четверть века, вдруг стали выглядеть будто сделанными «на злобу дня». Например, фотографии из серии «Кухонный супрематизм» появились именно как результат невольной самоизоляции одного из художников-перформансистов. А коллажи группы АЕС+Ф «Исламский проект» трезво и ошеломительно предсказали конфликты современной Европы. Что уж говорить о проекте «Любимая картина русского народа», выглядящем сегодня как актуальные поправки к новому основному закону страны? Ну а живописные работы Владлена Гаврильчика напоминают нам о таких неоднозначных возможностях открытого «Окна в Европу». Вместе с историком искусства Антоном Успенским мы пройдемся онлайн по запасникам музея, где хранится недоступное для обычных посетителей современное искусство, очевидно предъявляющее свою актуальность и провидческие способности. Среди авторов произведений замечены как Борис Гребенщиков, так и шимпанзе Микки.
Лектор: Антон Успенский — искусствовед, историк искусства, художник, литератор. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. Автор монографий «Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов», «Роберт Фальк. Живописец». Опубликовал более 250 статей по искусству и культуре.