Университетский дискурс — это один из четырех дискурсов (наряду с дискурсами господина, истерички и аналитика), подробно обсуждаемых Лаканом в семинаре XVII. Университет, который имеет в виду Лакан, — это социальная связь, доминирующая в эпохи модерна и постмодерна и выходящая за пределы только лишь академического дискурса. В самом деле, университетский дискурс тесно связан также с наукой и капитализмом. Так или иначе, этот дискурс представляет собой развернувшийся в полной мере дискурс господина, чья власть стала теперь практически непоколебимой. С другой стороны, этот дискурс сохраняет непосредственную связь с преподаванием, которое, согласно Фрейду, следует понимать как одну из «невозможных профессий».
В этой лекции Лоренцо Кьеза исследует преподавание как один из аспектов университетского дискурса и как структурный провал, который, тем не менее, укрепляет главенство университетского дискурса. Лектор уделит особое внимание лакановскому понятию знания (savoir). Для Лакана преподавание не предполагает передачу знания, как мы обычно полагаем даже тогда, когда ставим под вопрос существующие педагогические методы. Напротив, преподавание «преграждает путь» знанию. Знание уже имеет место, до того как учреждена какая бы то ни было форма преподавания. Иными словами, знание — это бессознательное, которое знает, не зная, что оно знает. Преподавание — это не что иное, как воображаемая преграда: преподавание учит нас, как не знать.