Основу представленной выставки составят блокадные рисунки Ярослава Николаева, бережно хранимые в семье художника, который был не только непосредственным свидетелем страшных блокадных дней, но и одним из тех немногих художников, у кого была возможность запечатлевать происходящее. Благодаря этому сегодняшний зритель может увидеть то, что стало уже историческим прошлым — героической летописью ленинградской блокады. Представленные эскизы позволят проследить интереснейший путь рождения картин, ставших впоследствии достойными экспонатами музейных коллекций: «Блокада. Проводы», «Пурга», «На большую землю», «В бомбоубежище». Именно эти произведения сделали их автора узнаваемым выразителем трагедии и подвига советского народа, утверждавшего, что «сильных духом унизить нельзя и страдания, как бы мучительны они не были, лишь ярче обнаруживают суть.. народа и укрепляют его силы в борьбе с врагом».
«В самые тяжелые дни художник сказал свое слово в искусстве. И это слово услышали и в осажденном Ленинграде, и на фронте, и на большой земле» – подтверждала в статье, посвященной творчеству художника, искусствовед Ия Вьюнова.
Кроме блокадных зарисовок и эскизов, на выставке, представлены и другие работы автора: карандашный портрет жены – красивой молодой женщины, артистки Ленинградского радио Марии Григорьевны Петровой, живописный портрет сестры Рериха, позировавшей художнику во время блокады, в 1943 году, автопортрет, созданный уже в мирное время (1977 год).
Нельзя не отметить, что Ярослав Николаев при жизни не организовал ни одной персональной выставки в силу невероятной скромности и требовательности к себе, поэтому эти пробелы в настоящее время восполняют его родственники, хранящие память о замечательном художнике и поддерживающие интерес к его творчеству.
Ярослав Николаев (13 мая 1899 года – 1 июля 1978 года) родился в семье юриста в г. Шавли Ковенской губернии (Шауляй, Литва). Первые уроки живописи он брал у Н.Ф, Смолина, ученика Н.И. Фешина, затем была учеба в Томской школе живописи, ваяния и зодчества, в частной студии Казимира Зеленовского (ученика Клода Моне) и завершилось обучение в иркутской художественной студии-мастерской И.Л. Копылова. Кроме этого, Я. Николаев год учился на юридическом факультете томского университета и еще два — на историко-филологическом факультете иркутского университета. Со временем ему довелось руководить студией изобразительного искусства при клубе транспортников в Свердловске, преподавать изобразительное искусство в школе-семилетке и в студии при государственных курсах, работать в секторе наглядной агитации, художником в Облполитпросветцентре. Несколько лет занимал должность заместителя председателя ЛОСХа (ленинградский областной союз художников), а затем и председателя Правления ЛОСХа. За активную работу в 1956 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1975 году – звание Народного художника РСФСР.
Татьяна Гаврина, заведующая библиотекой с выставочным залом
Выставка в Малом зале