Новый, 28-й выставочный сезон в Борее открывает выставка Хачатура Белого «Абстракция». В экспозиции будет представлена живопись, графика, скульптура и фарфор.
Фрагмент статьи Николая Благодатова «Радости разнообразия»
Петербургский художник Хачатур Белый стал принимать участие в выставках изобразительного искусства в нашем городе с середины восьмидесятых годов. За эти без малого сорок лет, казалось бы, накоплен немалый опыт восприятия его художнического мировоззрения. И, тем не менее, никак не удается привязать такое творчество к определённому направлению нашего искусства. Конечно, обособленность творчества не редкость в искусстве, и то, что Хачатур Белый «неудобен» для классификации, фактор не аксиологический, а психологический: личность жаждет перемен и постоянно экспериментирует.
Однако большая часть живописи Хачатура – поиск свежей выразительности. Сам он делит её на три периода. Условно их можно обозначить как «сюрреалистический пейзаж», соединение фигуративизма и абстракции и экспрессивный реализм (из последних циклов особенно интересен «оркестр»). Конечно, они перетекают и наслаиваются, не имея четких границ.
В настоящее время, как он признался, есть тяга к абстракции. В графике царит певучая, как бесконечная мелодия, линия. Особенно остроумно применяется им графика в росписи по фарфору, где рисунок вписывается в ограниченные и подчас замысловатые формы. Персональная выставка фарфора Хачатура оказалась событием в этой области, где многие наши известные живописцы пробуют свои силы в нынешнее время.
Есть у него произведения радостные и грустные, лирические и монументальные, философские и игровые, реалистические и концептуальные, традиционные и модернистские и т. д и т. п. Где же единство стиля, пресловутая узнаваемость? Её, наверное, сможет найти дотошный исследователь на графологическом уровне. Но для любителя искусства единство очевидно в стремлении автора к разнообразию, интересе к жизни в её переменчивости, динамике и передаче этой динамики не только энергичным взмахом кисти, но и находкой нового средства выразительности.
18 августа 2018, Санкт-Петербург