В музее «Русский Левша» Союз творческих деятелей «Международная Гильдия Мастеров» открывает постоянную экспозицию книг миниатюрного формата «Библиотека в чемодане».
Гостям музея торжественно будет представлен драгоценный дар — авторская коллекция уникальных книг работы Леонида Колпахчиева, члена-учредителя Национального Союза Библиофилов, художника-реставратора, члена клуба «Бироновы конюшни». Переданная библиотека – два десятилетия кропотливого труда именитого мастера. Великолепное собрание штучных изданий, и каждое — образец высокохудожественного книгоиздания, интеллектуального, ювелирного искусства. Рукотворная книга Л. Колпахчиева — раритет на все времена. Знатоки переплетного искусства высоко оценивают качество особой дизайнерской бумаги, красивую натуральную кожу тончайшей выделки, рисованные обрезы книжных блоков, тисненую и золоченую художественную отделку крышек и корешков, искусную каллиграфию и уникальный иллюстративный материал.
Издревле известно, что создание миниатюрных книг требует мастерства высочайшего уровня. Такие издания не могут быть поточными, обычно тиражи маленьких книжек ограничены: от 1 до 100 экземпляров. Делают книги-малютки энтузиасты переплетного дела, оценить этот труд очень сложно. Времени на изготовление уходит больше. Отступать от принятых норм вёрстки, художественного оформления, печати и переплётных работ нельзя. В маленькой серии каждое ручное творение — самостоятельное произведение искусства со множеством особенностей.
В семидесятые годы прошлого века штатный художник ДК «Ленсовета» Л. Колпахчиев переплетчиком стал неожиданно, был привлечен к спасению книг, сданных в макулатуру. В стране советов наступил период, когда за связку потрепанных книг можно было получить что-нибудь остро дефицитное. В утиль попадали настоящие драгоценности — первоиздания редчайших произведений. Знатоки стали охотится за раритетами в заготовительных конторах. Пачки старых книг несли на восстановление к знакомым переплетчикам. С трудом справлялся с объемом работы и ленсоветовский мастер, привлекал молодежь в помошь и охотно учил своему делу. А дело оказалось доходным и интересным. Леонид Колпахчиев вспоминает, что для переплетных работ в те времена не было ни оснастки, ни оборудования, многие приспособления приходилось изобретать самостоятельно. Проблемой была и качественная бумага для печати.
У жанра книжной миниатюры было два преимущества — маленький расход материалов и гарантированный покупатель-коллекционер. Книги продавались до запуска в работу. Мастеру нравилось решать сложные, нестандартные задачи, увлеченно стал он непревзойденным – в Москве в 1990-е годы Л. Колпахчиев был лауреатом практически всех конкурсов переплетного мастерства.
В авторской лаборатории миниатюрные творения создаются как с помощью старинных технологий, так и с помощью последних технологических достижений в области полиграфии. Приёмы воспроизведения текста различны: текст может быть рукописным и напечатанным цифровым способом, иногда эффектная обложка делается для готового печатного блока.
Сегодня миниатюрные книги восхищают разнообразной бумагой, экзотической кожей, крышками из редких пород дерева, затейливыми орнаментами, коваными и литыми замками из серебра и золота.
Леонид Колпахчиев расскажет истории своих маленьких шедевров и раскроет некоторые секреты сложного переплетного дела, которое, оказывается, во многом сродни кузнечному искусству.